ДАЛЕЕ
проверяем работу интернет-маркетолога


Интернет-маркетинг: 7 подсказок для директора компании

Поверхностный обзор сетевых ресурсов по работе (Зарплата.ру, HH.ru, Superjob.ru) показывает растущий спрос на интернет-маркетологов. Это тренд. А дальше начинаются детали. Одни ищут опытные кадры, а других устраивают студенты, зависающие в соцсетях. Отрасли работодателей впечатляют разнообразием: бизнес-обучение и установка окон, поставка hi-tech материалов и аптечная сеть, продуктовая розница и общепит. Диапазон предлагаемых зарплат простирается от 10 до 50 тысяч (для сравнения: в октябре 2016 г. средняя зарплата в Перми составляла 23 тысячи рублей).

Из чего делаем вывод: региональный бизнес чувствует потенциал интернет-пространства, хочет использовать его в своих целях, но пока не понимает, что такое интернет-маркетинг и с чем его едят.

Доверяй, но проверяй

Одна надежда на «узких специалистов» — интернет-маркетолога в штате или внештатное интернет-агентство. Они придут и процесс наладят. При этом работодатели порой не представляют, чем займется этот сотрудник или внешний подрядчик (новости ВКонтакте размещать, e-mail рассылать, что еще?). Не представляют и не готовы погружаться в вопрос. Предполагаем, что из предубеждения о специфичности темы.

И зря. Во-первых, сам по себе интернет-маркетолог не гарантирует успех компании в web-пространстве. Даже за приличные бюджеты. Все дело в профессиональной грамотности и компетентности специалиста. И, конечно, в его добросовестности. А здесь без контроля не обойтись.

Во-вторых, «не так страшен» интернет-маркетинг, как о нем думают непосвященные. Эту деятельность можно (и нужно!) свести к ряду показателей, которые дают объективную картину происходящего.

Пришел, увидел, оценил

Эта статья для руководителей и собственников бизнеса. Для тех, кто принимает решения, распределяет бюджеты и контролирует результаты. Для тех, у кого есть масса срочных задач, а времени нет. Поэтому информация представлена в виде шпаргалки основных показателей эффективности интернет-маркетинга (или вопросов, которые стоит регулярно задавать интернет-маркетологу).

Основные показатели эффективности интернет-маркетинга

проверка сайта в поисковиках

1. Поисковые системы. Системы для поиска информации в интернете, главные посредники между пользователями и сайтом.


Все хорошо, если:
  • Ваш сайт легко найти по ключевым запросам в основных поисковых системах (поисковиках).
Например: у вас стоматология «Красивая улыбка», вы вводите в Yandex.ru и Google.ru (по статистике на октябрь 2016 г., Яндексом в России пользуются 55,2 % пользователей, Google — 39 %) запросы, типа «болит зуб, «зубная боль», «детский стоматолог», и видите свой сайт в числе предлагаемых вариантов на первой странице.
  • Количество переходов из поисковиков на ваш сайт составляет 5-10 % от всех сделанных запросов по теме.
Узнайте, сколько человек должно переходить из поисковиков на ваш сайт. Оптимальная цифра колеблется в пределах 5-10 % от количества запросов по вашим продуктам/услугам в Яндекс и Google. Как определить этот показатель для вашего бизнеса? Вот так: с помощью сервиса wordstat.yandex.ru соберите все ключевые фразы и узнайте количество запросов по ним в Яндекс (умножив цифру на 1,8, вы учтете Яндекс и Google). Умножьте на минимальный процент. Допустим, 2000 запросов * 5% = 100 человек в месяц должны прийти на ваш сайт из поисковиков. А теперь проверьте, сколько реально к вам приходит из поиска. Для этого откройте Яндекс.Метрика, вкладка «Источники перехода - Поисковые системы». И делайте выводы.

Обратите особое внимание на этот пункт! Речь идет об оценке не только вашего сайта, но и емкости рынка, и востребованности вашего продукта и услуги в интернете.

  • Количество запросов с непосредственным указанием названия вашей компании постоянно растет или, как минимум, не падает;
Инструмент оценки: wordstat.yandex.ru. Укажите несколько вариантов названия вашей компании и посмотрите вкладку «история запросов».

Поручите интернет-маркетологу подготовить статистику позиций вашего сайта по основным запросам. Изучите данные и поставьте задачу: быть в ТОП-10 по всем ключевым запросам в своем регионе присутствия. Держите на контроле количество переходов из поисковиков на ваш сайт: 5-10 % от всех сделанных запросов по теме - хорошо, меньше - плохо, нужно заняться вопросом SEO оптимизации. Если в течение 3-6 месяцев упорной работы позитивной динамики нет — бейте тревогу! (Или интернет-маркетолога).


2. Интернет-справочники. Современные аналоги «старых добрых» телефонных справочников. Еще одно место встречи с потенциальными клиентами.

Что контролировать:
  • Ваша компания представлена во всех значимых интернет-справочниках (популярных в сети, а также - ключевых для вашей сферы деятельности или региона).

  • Контактные данные вашей компании указаны верно и вовремя обновляются.

  • Дана ссылка на ваш сайт (и эта ссылка работает!)
А как определить «те самые» справочники? В поисковике Яндекс или Google введите ключевые слова, например «продажа оборудования для деревообработки». Обратите внимание на первые 20 результатов поиска, выберите ссылки с заголовком «сайты справочники». Цель — использовать бесплатные или умеренно платные возможности каждого справочника, а именно — присутствовать на этих ресурсах с информационной карточкой компании, прайс-листом, ссылкой на сайт и т.д.

Интернет-маркетолог должен предоставить вам сводную таблицу со списком сайтов-справочников и информацией о вашем участии в них (оптимальное количество - 20-30 сайтов, в перспективе постараться довести до 50-100 сайтов).


Взять на контроль: регулярное обновление и точность информации.


3. Отзывы

Отзывы в интернете формируют репутацию компании. И да: они влияют на принятие решений, им верят (даже нелепым). Поэтому отзывы должны быть в числе основных пунктов контроля.

На что обратить внимание:
  • Мониторинг отзывов.
Необходимо постоянно отслеживать любые упоминания о компании в интернете (вы найдете их, указывая различные варианты наименования вашей компании в поисковиках) и отзывы на сайте компании, систематизировать данные, вести статистику и учет (количество отзывов за N месяц и т.д.).
  • Обратная связь.
Важно давать обратную связь на 100 % полученных отзывов, особенно - в соответствующем разделе вашего сайта. Вежливо и конструктивно отвечать на негативные комментарии. Благодарить за положительные оценки.

Задача: все упоминания/отзывы оперативно сопровождать официальной реакцией со стороны компании. Пусть интернет-маркетолог подготовит для вас таблицу со следующими колонками:
  • ссылка на отзыв,
  • дата и суть отзыва,
  • дата и суть официального ответа,
  • дата последней проверки ответа (с учетом появления новых комментариев).
соцсети для продвижения компании

4. Социальные сети


Соцсети (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram) превратились из игрушки в бизнес-инструмент. Предприимчивые «частники» вовсю развивают в сети свое «дело». Крупные компании используют соцсети как рекламный ресурс, для формирования клиентской базы и поддержания лояльности к бренду. Ведение группы в соцсети — сложная задача, которая требует отдельного разговора. Если в двух словах: 1) ваша группа должна активно прирастать нужной целевой аудиторией 2) контент группы должен быть актуальным (в частности - ответы на комментарии).

Основные показатели на контроле:
  • Рост группы в соцсети.
Оценивая количество подписчиков, важно помнить про «черные методы» накрутки, когда за цифрами стоят не конкретные и интересные вам посетители, а фейки, боты и прочая иллюзорная ерунда. Значение для бизнеса имеют исключительно реальные аккаунты.
  • Соблюдение графика размещения постов и поддержание качественного уровня.
Это условие сохранения интереса подписчиков. Нерегулярные и/или банальные сообщения быстро разочаруют людей, особенно в условиях переизбытка информации в сети.
  • Анализ реакции посетителей на сообщения.
Необходимо вести учет количества лайков и репостов, и, главное, переходов из группы в соцсети на ваш сайт.

Подпишитесь на группу вашей компании. Сыграйте в «тайного покупателя». Рассмотрите процесс изнутри. Спросите себя: интересно ли мне как пользователю то, что происходит в группе. И, конечно, еженедельно контролируйте все вышеуказанные количественные показатели.


5. E-mail рассылка

Рассылка по собственной базе данных - самый дешевый способ обеспечить первичные и повторные продажи. Особенно если ваша база большая, а рассылка интересная.

Что отслеживать:
  • Регулярность рассылки (в соответствии с утвержденным графиком).

  • Эффективность рассылки (% прочтения писем, количество переходов на сайт).

  • Рост количества подписчиков сайта.

Как руководитель компании поинтересуйтесь содержанием и оформлением рассылки, согласуйте график. А затем проверяйте соблюдение этого графика и количество переходов на сайт с дальнейшей конверсией в продажи. Срок «окупаемости» еженедельной рассылки - от 3 месяцев. Если люди массово отписываются, количество переходов не дотягивает до ожидаемых показателей, значит рассылка «не работает». Заставьте поработать интернет-маркетолога.


Проверка показателей посещаемости сайта

6. Сайт вашей компании


Главная метрика эффективности сайта — конверсия в контакты (выраженное в процентах отношение числа посетителей сайта, выполнивших конкретные полезные действия — покупку, регистрацию, подписку, переход по рекламной ссылке, заполнение любой формы на сайте, звонок с сайта и т.д. - к общему числу посетителей сайта).

Что считать хорошим результатом:
  • Есть возможность отслеживать звонки непосредственно с сайта (при условии настройки отдельного номера для сайта).

  • Сайт регулярно поставляет новые контакты в отдел продаж вашей компании.

  • Конверсия сайта 2-3 % - хорошо, 5 % и выше - очень хорошо.

Расчет конверсии сайта на примере стоматологической компании: — общее количество посетителей в месяц - 1 380

Из них:
  • отправили заявку на прием - 20
  • отправили заявку по акции - 15
  • позвонили по телефону, новые клиенты - 25
  • позвонили по телефону, старые клиенты, но записываются на новый прием - 10
  • позвонили через сервис заказа «обратного звонка» - 10
  • подписались на рассылку - 12
Итого: 92
Считаем конверсию: (92/1380)*100 = 6,67%. Неплохой результат!

А затем можно посчитать конверсию отдела продаж. Итак, они получили 92 контакта. Сколько конвертировалось в деньги?

Еженедельно интересуйтесь отчетом по конверсии в контакты (с детализацией контактов). Показатели ниже 2% - повод для беспокойства и решительных действий.


Юридическая защита виртуального имущества

7. Ваша интернет-собственность


Несмотря на виртуальный характер интернет-пространства, присутствие в нем имеет реальные формы. С момента регистрации в сети компания обзаводится виртуальной собственностью, которую можно оценить и измерить. Эта собственность, действительно, стоит денег. И чем дольше и лучше вы работаете, тем стоимость выше.

К объектам виртуальной собственности относятся:
  • адрес сайта (домен),
  • хостинг,
  • управление почтовыми ящиками,
  • аккаунт пользователя, от лица которого созданы группы/страницы в соц.сетях,
  • аккаунты на сторонних сайтах, где есть информация о компании,
  • аккаунты яндекс.метрики, google analytics.
А теперь внимание: без должного юридического оформления все эти объекты, по сути, управляются логинами-паролями. Соответственно, кто знает пароль, тот и владеет интернет-собственностью.

К сожалению, в нашей практике неоднократно встречалась следующая ситуация: менеджер, имеющий единоличный доступ к домену, хостингу, почте и аккаунтам в соцсетях, уходит из компании, и вместе с ним в неизвестном направлении «уходят» все пароли. А без них нельзя ни обновить старый сайт, ни предъявить права на старый домен. Вся информация, базы данных, аудитория, наработки больше не принадлежат компании. Приходится регистрировать новый домен и новый хостинг. И начинать с нуля.

Важно! С появлением каждого нового объекта виртуальной собственности требуйте от интернет-маркетолога/агентства выдать вам всю необходимую для управления ресурсами информацию. Храните пароли в сейфе. Наилучший вариант, когда все зарегистрировано на ваше юридическое лицо и корпоративную почту. Тогда даже при смене сотрудников вы не потеряете права на интернет-собственность и всегда будете иметь доступ к ней.


Итак, у вас в руках шпаргалка по основам продвижения в сети интернет. 7 подсказок, чтобы «быть в теме» и получить полный контроль над ситуацией с интернет-маркетингом в вашей компании, а именно:
  • знать, на что уходят деньги интернет-бюджета;
  • уметь оценить результаты кампании;
  • понимать, что и как улучшить.
Мы не претендуем на полноту и глубину информации. Для руководителя, не являющегося специалистом в сфере интернет-маркетинга, это базовые понятия, точка отсчета, экспресс-тест, чтобы быстро оценить ситуацию. Быстро и объективно, так как все пункты шпаргалки основаны на нашем многолетнем опыте интернет-продвижения, который, надеемся, будет полезен и вам.
   

Заинтересовали наши услуги? Звоните по тел.: +7 (342) 247-95-00 или отправьте заявку