РАНЕЕ ДАЛЕЕ

Лого на миллион: из чего складывается стоимость разработки

Лого на миллион: из чего складывается стоимость разработки

Разработка логотипа — популярная услуга. Но если вы решили заказать лого, то непременно столкнётесь с огромным разбросом цен. Например, рядовая типография сделает это за 3000 рублей. А ребрендинг в 2008 году обошёлся компании Pepsi в 1,2 млн.долларов.

Из чего же складывается стоимость разработки логотипа в компании «Амадо»? Рассказывает арт-директор Анастасия Богдановская.

Когда-то и мы делали «просто логотип». Изначально работа шла по традиционной схеме: так взаимодействует с клиентами большинство дизайнеров. 

Заказчик озвучивал нам свои идеи, рассказывал, каким он видит свой логотип, какую символику, по его мнению, стоит использовать. Мы придумывали варианты (их бывало очень много). А далее начинался изнурительный процесс согласования: клиента что-то не устраивало, мы придумывали новые варианты и так до бесконечности. С горем пополам согласовали лого — дальше та же схема повторялась с фирменным стилем, бесконечные правки и т.д. Долго и...неэффективно.

Из чего складывается стоимость разработки логотипа в компании «Амадо»?

Наш опыт показал: мы могли представить заказчику до 15 вариантов логотипа, показать идеи и наброски с мозгового штурма, но всё равно прийти к какому-то общему знаменателю было довольно сложно. Нередко результат на 100 процентов не удовлетворял ни клиента, ни нас, т.е.на выходе получался некий компромиссный вариант. Клиент зачастую сам увлекался творческим процессом, и на выходе получалась уже далеко не «конфетка» — такие логотипы было стыдно показать в портфолио. Кроме того, разработка лого стала для нас убыточной в финансовом смысле, поскольку трудозатраты явно превышали среднюю цену логотипа.

Мы пробовали и другие варианты: проводили собственные исследования рынка, конкурентов, показывали клиентам актуальные тренды, отвлекали по методу «белой собачки». Но далеко не всегда это звучало убедительно.

Так появилась мысль, что пора кардинально изменять процесс разработки логотипа. Новая концепция состояла в том, что мы продаём целостный продукт, заключающий в себе образ компании. Ведь логотип сам по себе — просто знак, картинка, которая не работает в отрыве от своего носителя. Задача логотипа в нашей новой постановке — максимально точно отражать желаемый психологический образ компании, обеспечивать его целостное восприятие с компанией, её услугами и легендой. Ведь любой бренд — это определенные ассоциации, которые можно описать не только словами, но и ощутить вкус, цвет, тяжесть, вплоть до различных тактильных характеристик. Взаимодействие происходит на всех уровнях восприятия. 

Пример фирменного стиля и логотипа, разработанного в интернет-агентстве «Амадо»

Пример из практики

Какое-то время мы сотрудничали со специалистом в области психологии рекламы. Для одного из наших клиентов он провёл психологический анализ логотипов конкурентов. Для каждого логотипа он описал предположительный характер руководителя компании. В результате заказчик (который своих конкурентов знает лично) сообщил, что получившиеся портреты на 100% совпадают с образом реальных руководителей этих компаний!

Минус психологического подхода — обнаружилось несоответствие психологического восприятия логотипа и графической реализации. Проще говоря, то, что рекомендовал психолог, выглядело ужасно с точки зрения дизайнера.

Основательно поразмыслив и проанализировав имеющийся опыт, мы решили: делать «просто лого» мы не будем. Через логотип компании мы хотим рассказать историю бренда компании, гармонично вписать его в ту реальность, где он будет «жить», использоваться, функционировать в конкурентной среде, а главное — развиваться.

Ребрендинг для компании «Фора»: новый логотип и фирменный стиль

Естественно, общаясь с клиентами, мы учитываем текущую ситуацию (целевая аудитория, конкуренты, преимущества, особенности рынка и т.п.), но не останавливаемся на этом. Мы обязательно спросим заказчика о его будущих целях, запланированной стратегии развития конкретного продукта или компании в целом. Для нас важно понять, какие максимальные и амбициозные цели ставятся компанией, ведь логотип делается не на год или два. Возможно, он будет ассоциироваться с образом компании долгие годы.

Оформление в новом стиле для магазинов «Фора»

Применительно к рабочим процессам это означает, что создание логотипа неверно делить на стандартные стадии: значок — визитки — документы. Логотип и фирменный стиль — это целостный продукт. Соответственно, он стоит дороже.

Вот почему мы не показываем клиенту промежуточные варианты. В ходе работы их могут быть сотни. Но наш заказчик увидит только 2 конечные идеи: мы сами отбраковываем проходные варианты и отбираем только самые классные идеи.

В нашем случае услуга «концепция лого» включает 2 варианта с распечаткой на носителях. Пакет включает в себя:
  • собственно логотип;
  • визуально-графическую концепцию;
  • набор брендированных носителей (визитки, бейджи, ручки и т.д.).

Фирменный стиль для производителя уникальной фурнитуры для бижутерии


Из чего состоит процесс работы над логотипом?

  1. Заказчик заполняет бриф. Обсуждение брифа с клиентом в «Амадо» осуществляет строго арт-директор, никаких промежуточных звеньев (это необходимо для максимально точного понимания будущей концепции).
  2. Создаем карандашные наброски будущего логотипа. На этом этапе группа дизайнеров анализирует конкурентов, генерирует все возможные идеи. В виде скетчей их может набраться до 100 шт.
  3. Анализируем собранные материалы, отбираем несколько ключевых идей (обычно 4-5).
  4. Визуализируем идеи на компьютере. Распечатываем получившийся визуал на носителях.
  5. Тестируем концепцию: распечатанные варианты вывешиваются на стены и оцениваются по принципу «нравится-не нравится». Как правило, мы делаем это внутри компании. С помощью такого внутреннего голосования мы ранжируем имеющиеся варианты по популярности.
  6. Следующий этап тестирования: определяем, какой конкретно человек какому варианту отдает предпочтение. Здесь уже идёт речь о проверке по психотипу. Исходя из полученных данных, мы выбираем окончательные 2 варианта и дорабатываем их.
Весь процесс занимает в среднем 1,5 месяца, по истечении которых мы представляем свою работу на утверждение клиенту. Иногда после этого мы осуществляем доработку логотипа с учётом пожеланий клиента. Разумеется, мы готовы обосновать, почему видим логотип компании именно таким.

В чём плюс именно такого подхода для клиента? Мы не тратим время на мучительное согласование с неудовлетворительным результатом. Иногда, очень редко, в ходе обсуждения у нас рождается третья идея, настолько гениальная, что мы берёмся за её реализацию. Но в 90% случаев заказчик останавливает выбор на одном из двух предложенных вариантов. 

Пример логотипа, разработанного в «Амадо». Вошел в шорт-лист конкурса «Идея!»


А если заказчику не нравится результат?

Анастасия Богдановская: «В нашей практике такое случается редко, но всё-таки это возможно. Если клиента не устраивает ни одна из предложенных нами концепций, мы предлагаем отказаться от дальнейшего сотрудничества. Да, это жёсткий подход. Но мы объясняем это так: разработка логотипа для агентства — не поточная задача, мы предлагаем своё концептуальное видение компании и её услуг. На выходе заказчик получит «сливки», лучшее из возможного. Если заказчика это не устроило, значит наше видение в корне неверное, значит мы уже не прыгнем выше головы, и дальнейшая работа становится бессмысленной тратой ресурсов. Мы сами заинтересованы в создании такого продукта, который нам как исполнителю не стыдно будет показать. Продукта, который получит своё развитие и будет использоваться, а не «ляжет в стол». И наши работы по праву попадают в конкурсные шорт-листы».

«Амадо» предлагает услуги по созданию логотипа, фирменного / корпоративного стиля, брендбука, торговой марки. Также мы разрабатываем различные виды носителей образа компании или продукции: деловая документация (бланки), конверты, визитные карточки, папки, проспекты, буклеты, плакаты, одежда, транспорт, сувенирная продукция, упаковка, вывески, щиты, календари и многое другое.