Город белых берёз
кратко
20 марта 1932 года было дано имя городу — Березники. Второй по величине город в Пермском крае. Численность населения города — 153 162 человека. Имеет статус города краевого значения. Основой экономики города являются крупные промпредприятия: «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» (производит титановую губку), «Уралкалий» (> 40 % от общего объёма производства промышленной продукции в городе, около 13 % всех калийных удобрений в мире), филиал «Азот» АО «ОХК «Уралхим» (аммиак, аммиачная и натриевая селитра, комплексные жидкие удобрения), Усольский калийный комбинат АО «МХК «Еврохим». Наличие в городе Березники мощной сырьевой базы позволило создать комплекс тесно связанных между собой технологий получения соды, содопродуктов и хлор-производных. Всего в городе работает около 2,5 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности.
Березники — один из центров химической промышленности России. Во времена СССР — «Республика химии на Каме» (К. Паустовский).
Исследование
Были проведены встречи с Администрацией города Березников, экскурсии по городу и Усолью, посещение музеев, прогулки по городу. Кроме того, проведены встречи и беседы с разной аудиторией города: молодёжь (от 18 до 25 лет), представители культуры, представительницы мам и молодых семей, представители пенсионного возраста, а также работников предприятий. Цель встречи — выявить, с чем ассоциируют свой город его жители.
Задачи
Создать единый идентификатор
Подходящий для всех событий, который сможет функционировать в различных областях: в финансовом и туристическом секторе, в социальной сфере.
Создание позитивного образа города среди страны
Выделить город Березники среди других населённых пунктов края и страны. Логотип будет являться частью общей стратегии по построению имиджа города, который сейчас выглядит негативным в связи с разломами и провалами.
Формирование позитивного отношения среди жителей
Город в глазах жителей — «серый», индустриальный, не хватает повода для радости и отдыха. Показать город с богатой исторической и культурной составляющей, где у жителей есть возможности для комфортного проживания, обучения, работы и развития.
Подчеркнуть статус промышленного города
Березники как крупный промышленный центр, расположенный в уникальном Уральском ландшафте.
Учесть основные
носители
Основные предполагаемые носители: документы, улицы, здания, транспорт, сувенирная и полиграфическая продукция (список может корректироваться). Задача — сделать стильно и понятно, чтобы был принят как молодыми, так и пожилыми группами населения.
Создать понятный
образ
Пожелания к визуалу: лаконичность, запоминаемость, читабельность, простота восприятия, масштабируемость, позитив.
Основные сведения (кратко)
Слоган, текущее позиционирование
Посылы со стороны администрации: город-труженик, «мы все такие разные, но мы вместе», «радоваться жизни с тобой», «город для жизни, а не временного пребывания». Слоганы, которые активно используются жителями, PR-службами и СМИ:
1. Город белых берёз — наиболее предпочитаемый среди опрошенных жителей образ.
2. Республика химии — также нравится жителям.
3. Город «Авангард» — вызывает негативную окраску у некоторых слоёв населения, так как ассоциируется с ушедшей эпохой, чем-то старым, а не передовым.
Восприятие своего города жителями
«Хочется радости и цвета»
Среди опрошенных жителей имеется запрос на досуг, радость и цвет. Людям негде отдохнуть, у них возникает ощущение общей деградации: закрываются популярные места отдыха, точки притяжения, вырубаются деревья, мало детских площадок. Хочется больше мероприятий, пропаганды ЗОЖ, парков, стадионов, площадок — чтобы занять людей делом, чтобы не сидели на лавочках и кухне.
«Удручает серость и грязь, состояние ЖКХ, города, домов»
Опрошенные жители желают комфортную, чистую и благоприятную среду, хорошие дороги, реставрацию улиц, цветные дома, благоустройство. Людей сильно удручает серость, ветхость жилья, грязь на улицах, слякоть. Беспокоит неблагоприятная экообстановка, окружение предприятиями, неразвитость инфраструктуры, есть беспокойство за будущее детей и их развитие.
Образы города
Природные ассоциации: берёзы, листья, зелень, вода, Кама. Цвета: синий, голубой, лазурь, зелёный. Сердце города — это Кама, вода, парки, пруды.
«Что имеем — не храним»
В памяти те времена, когда жители были ещё детьми: город был ярче, было больше фонтанов, парков, зелени. Пожилые жители отмечают, что в молодости они были свидетелями стройки, многое было историей, храмом. Сейчас это всё не сохранено. Есть пожелания сохранить сталинский ампир, ДК Ленина для них был своеобразным храмом, точкой притяжения. История не сохранена. Сейчас производит удручающее впечатление то, что богатая история не сохраняется. «Вы знаете, какой был парк? Это наш Арбат – собирались музыканты, художники, мероприятия; сейчас ничего этого нет».
Наблюдается отток жителей, особенно молодёжи
Среди молодёжи бытует мнение, что здесь некуда расти и почти нечем заниматься. Кадровый уровень падает, педагоги, молодёжь, одарённые жители – все уезжают и не возвращаются. Нет базы, костяка, который бы возобновлялся. Не хватает досуга для детей. Что здесь делать активным и молодым? Раньше были места досуга у воды, лодочные базы, массовые места отдыха, то, что притягивало — сейчас нет, всё закрыто. Места релаксации и отдыха помогали отвлечься от работы. Стоит отметить, что это общероссийская тенденция малых городов.
«За город обидно!»
«Березники по России вообще не знают, а если знают, то как город-предприятие (Уралкалий) либо провалы».
Люди говорят
Восприятие города приезжими
«Но потом я выехал на центральные улицы, и город мне неожиданно понравился. Там нет каких-то ярких достопримечательностей, зато в целом всё сделано очень хорошо. Видимо, из-за особенностей развития города в центре Березников сохранилось стилевое единство: там приятные соразмерные улицы, красивые дома, нет ни унылых хрущёвок, ни безвкусного новодела. Есть парки с фонтанами, есть хорошие дворы. Здесь моё мнение о Березниках поменялось, и я понял, что жить тут очень даже можно». Источник
«Несмотря на экологические проблемы, Березники обладают большой исторической и краеведческой ценностью. Усилиями администрации и местных жителей строятся и озеленяются парки, сохраняются музейные архивы и достопримечательности. В Березниках есть на что посмотреть туристу — у города есть собственное уникальное запоминающееся лицо». Источник
Примечательные места
Площадь «Юбилейная»
Въезд в город, площадь является его «лицом», а также точкой встречи многих жителей.
Здание кинотеатра «Авангард»
Здание построено в стиле конструктивизма. Знаковый кинотеатр для старшего поколения. Вид сверху по форме напоминает проектор.
ДК «Металлургов»
Отличное место для детей и взрослых: много разнообразных кружков, студий, проводятся разные мероприятия. Имеется бассейн 25 м.
Рябиновый сквер
Изначально задумывался как сад, но территория активно благоустраивалась: появились лавочки, фонтан, декоративные элементы. Рябиновый сквер — одно из любимых мест и прогулочных зон для горожан.
Треугольный сквер
Создан В. Л. Миндовским в 1947 г. В сквере был установлен фонтан, распланированы дорожки, посыпанные красным огарком, расставлены удобные скамейки. Вокруг фонтана и скамеек высажены цветы. При входе в сквер со стороны ул. Пятилетки была установлена лёгкая деревянная колоннада. Сквер является памятником природы города Березники и его достопримечательностью
Стела Березники
Установлена со стороны Соликамска.
Вечный огонь
9 мая 1975 г. в Березниках открыт мемориал «Вечный огонь». Авторы Г. Контарев, В. Шека.
ДК им. В. И. Ленина
Дворец культуры имени В. И. Ленина был построен в 1931 г. – практически за год до рождения города Березники. Сегодня Дворец им. Ленина входит в состав Учреждения «Культурно-спортивный центр «Азот». Во Дворце по-прежнему работают коллективы художественной самодеятельности.
МАУ КДЦ г. Березники
Построен в 1955 г., стал одним из крупнейших и лучших ДК того времени. Используя самые различные жанры и формы культурно-досуговой работы в МУ КДЦ г. Березники проводятся праздничные концерты, фестивали и конкурсы, балы, развлекательные программы для детей и взрослых, вечера отдыха, выставки, представления.
Мини-выставка
В фойе театра расположился своеобразный мини-музей — 12 скульптур из сильвинита, посвящённые Пермскому морю и выполненные из отложений его солей.
Березниковский историко-художественный музей
Музей основан в 1925 г. Музейный комплекс города объединяет три филиала разнопрофильной направленности: Березниковский историко-художественный музей им. И. Ф. Коновалова, подразделение «Музей книжной культуры и литературной жизни Верхнекамья «Алконост» (г. Березники) и структурное подразделение «Усадьба Голицына» (Усолье).
Музеи «Уралкалия» и «Ависма»
Корпоративные музеи. Музей «Уралкалия» содержит коллекции маркшейдерского и геологического оборудования, палеонтологическую и геологическую коллекции, антикварные предметы быта, личные фонды известных калийщиков, предметы военного времени, исторические документы, фотографии, диорамы, макеты. Музей «Ависма» посвящён крупнейшему в мире производителю изделий из титановых сплавов для таких отраслей промышленности, как авиа-, ракето- и двигателестроение, атомной, судостроительной и химической промышленности.
Противоречия города
Генерация идей
Черновые концепции
кратко
Представляем вашему вниманию два черновика концепции логотипа города. Черновик концепции включает в себя:
1. Версия предлагаемого логотипа.
2. Краткое описание идеи логотипа.
3. Примерные идеи по развитию и реализации этой версии логотипа.

! Эти идеи служат только временным примером для общей оценки визуального восприятия логотипа. При выборе нужного варианта все носители и элементы логотипа будут доработаны с учётом требований к каждому носителю информации.
Вариант 1
Природный
Одним из ключевых инсайтов, который мы уловили в процессе нашего исследования, стала сильная тяга людей к природе, уходу от промышленной индустриальной темы к истокам — природе, зелени, отдыху. Свой город люди ассоциируют с берёзами и Камой, зеленью и водой, и в малой степени — с солью и индустриальностью. Поэтому мы взяли за основу созвучный душе символ и постарались передать все аспекты жизни города через его призму.
Концепция
В основе формы логотипа лежит берёзовое дерево со стилизованными листами, которые напоминают кристаллы. Берёза исполнена на фоне круга, символизирующего восходящее солнце. Круг органично стилизуется под разные направления жизни города.
Зелёный общепринятый символ города
Зелёный общепринятый символ города
Гербовый символ, кристаллы
Соледобывающие шахты
Примеры использования, паттерны
Вариант 2
Универсальный
Второй вариант — универсальный и охватывает все сферы жизни города в его различных аспектах и проявлениях. Логотип построен таким образом, чтобы в один узнаваемый символ можно было легко вписать любые паттерны, необходимые для построения носителя информации. Более того, его элементы могут использоваться как части конструктора, из которого можно построить символ либо инфосообщение.
Концепция
За основу взята архитектурная особенность города — зауженный прямоугольник, который одновременно похож на промышленную трубу и архитектурную колонну, которая обильно используется в облике и памятниках города. В эти прямоугольники вписаны сочетания разных символов — паттернов, в зависимости от того, что мы хотим донести. Например, труба-берёза-река-кристалл — основные 4 символа города, которые можно использовать на официальных носителях. Другие элементы — колосок/труба, солнце, дом, кристаллы и прочие — можно использовать в качестве оформления города, остановок, мерча, транспорта и т. п., так как они отражают сферы жизни города и являются выразителями стремления к солнцу, жизни, отдыху, образованию, развитию, спорту и т. п.
Арки в дверях и окнах, орнаменты
Арки в дверях и окнах, орнаменты
Арки в дверях и окнах, орнаменты, цвет
Арки в дверях и окнах, орнаменты, цвет
Типовая застройка украшена лепниной в духе «сталинского ампира»
Типовая застройка украшена лепниной в духе «сталинского ампира»
Колоннады в парках и скверах
Колоннады в парках и скверах
Колоннады в парках и скверах
Колоннады в парках и скверах
Колоннады в оформлении дворцов
Колоннады в оформлении дворцов
Раскрашивание опор в типовых подъездах, цвет и радость в каждый дом
Раскрашивание опор в типовых подъездах, цвет и радость в каждый дом
Конструктивизм в архитектуре и монументах
Конструктивизм в архитектуре и монументах
Возрождение храмов
Возрождение храмов
Оформление типовых «серых панелей» в духе конструктивизма
Оформление типовых «серых панелей» в духе конструктивизма
Эстетика застройки 30—50-х
Эстетика застройки 30—50-х
Эстетика застройки 30—50-х
Эстетика застройки 30—50-х
Лехт. Березниковский калийный комбинат. 1958 г. Цветовая гамма, много воздушного пространства
Лехт. Березниковский калийный комбинат. 1958 г. Цветовая гамма, много воздушного пространства
Вид на памятник. Фото: И. Кубарев. Смена типа застройки, прослеживается геометричность города
Вид на памятник. Фото: И. Кубарев. Смена типа застройки, прослеживается геометричность города
Примеры использования, паттерны