Усолье Строгановское
кратко
«Усолье Строгановское» — это музей под открытым небом, где различные по времени и стилю здания сложились в неповторимый ансамбль, который является культурным наследием регионального и всероссийского уровня.
Средняя посещаемость музея — до 50 000 чел. в год, в том числе аудитория до 18 лет — более 10 000 чел. В музее экспонируются творческие выставки международного, всероссийского, регионального уровня, местных авторов, обменные межмузейные выставки совместно с учреждениями культуры Пермского края. Музей организует научно-практические конференции, семинары местного и регионального масштаба, является участником и победителем конкурсов социальных и культурных проектов. История Усолья неразрывно связана с фамилией Строгановых. В середине XVI в. торгово-промышленная деятельность Строгановых из Сольвычегодска (где основатель Вычегодско-Пермской ветви Строгановых — А. Ф. Строганов — в первой половине XVI в. создал крупнейшее в стране солепромысловое хозяйство) переносится на Прикамье, богатое природными ресурсами — прежде всего соляными рассолами.
«Усолье Строгановское — нетипичная территория. Здесь сконцентрировано большое количество исторического наследия. Даже визуально Усолье Строгановское — территория контрастная (памятники архитектуры соседствуют с промышленным пейзажем)».

Задачи
Создать единый визуальный идентификатор архитектурного комплекса будущего
Речь идёт об идентификации целой территории, а не отдельного музея: у этой территории будет множество функций помимо музейной (рекреационная площадка — исторический центр — для Березников и Усолья, территория с особо охраняемыми ландшафтами, туристическая территория, площадка для проведения мероприятий и т. д.).
Сделать образ актуальным и понятным для современной аудитории
Одной из целей комплекса является популяризация места, налаживание взаимодействия с туроператорами на федеральном и международном уровне, привлечение посетителей со всего мира.
Сейчас комплекс известен в других субъектах РФ и у местных туроператоров, но есть особенность в том, что туроператоры включают Усолье в экскурсионную программу как часть одного обзорного продукта, связанного с Березниками, Соликамском и т. п. В планах развития — привлечение аудитории именно в Усолье в рамках отдельного тура.
Формирование позитивного туристического бренда
Среди коммерческих целей звучит: размещение бренда в сувенирной продукции, заказанной музеем для реализации.
Показателем качества проекта станет возможность его многогранного использования не только музеем, но и бизнес-структурами, занимающимися сувенирной и пищевой продукцией, издательской деятельностью и т. п.

Отход от архаики в позиционировании территории
Очень важный критерий — отход от архаики в позиционировании территории. «Исторический» — не значит «старый». Одно из пожеланий: отказ от использования всех визуально «старящих» шрифтов и элементов.
Учесть основные
носители
Среди основных носителей могут быть:
сайт, соцсети, туристическая навигация (адресный указатель (улица, дом), вывеска/табличка административного учреждения, информационный стенд объекта культурного наследия, сервисные указатели, остановка), транспорт (лодки, скутеры, такси и т. п.), различные рекламные материалы и полиграфическая продукция (баннеры, буклеты, афиши и т. п.), сувенирная продукция, промоодежда (мерч).
Создать понятный
образ
Усолье слишком разнообразно в своих смыслах и символике, поэтому одно из пожеланий — использование динамической айдентики. Пожелания и ассоциации: «имеющая высокую историческую ценность», «современная», «удобная», «красивая», «понятная для современной аудитории».

Аудитория комплекса
Основные посетители музея — жители Пермского края всех возрастов в составе организованных групп, а также приехавшие индивидуально. Преобладают группы школьников и ветеранов. В последние годы увеличился поток из Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, средней полосы России. На массовых мероприятиях среди посетителей преобладают семьи с детьми. Регулярные посетители: школьники, ветераны, семьи с детьми. Обзорные экскурсии по комплексу, экскурсия в форме квеста, экскурсии по залам музея «Палаты Строгановых», вводные экскурсии по трём Строгановским вотчинам (Орёл, Усолье, Пыскор). Туристы в основном забирают на память глиняные сувениры, магниты с изображением памятников Усолья, изделия из бересты. Чаще всего фотографируются на Соборной площади, на пирсе, у Палат Строгановых, в Господском саду, на Строгановской аллее, у арт-объектов на набережной, у фотозон на территории Дома Брагина.

Восприятие музея работниками и местными жителями
Усолье без храмов не имеет смысла
Благодаря событийным проектам мы стали известны по РФ: например, звоны России. Звонарское искусство со смыслом, обучение этому искусству, мы смогли сохранить самобытность, истинную веру и культуру русских людей, устои веры, чтобы выживать и жить в разных условиях.
История Усолья — это история конкуренции и противостояния частного с государственным
Опрошенные жители желают комфортную, чистую и благоприятную среду, хорошие дороги, реставрацию улиц, цветные дома, благоустройство. Людей удручает серость, ветхость жилья, грязь на улицах, слякоть. Беспокоит неблагоприятная экообстановка, окружение предприятиями, неразвитость инфраструктуры, есть беспокойство за будущее детей и их развитие.
Инвесторам: «Через 10 лет вы захотите сюда зайти, но уже не сможете»
Усолье — это Всероссийский и международный уровень и проект. Сотрудничество с международными архитектурными бюро. Цель — привлечение туристов из России и из-за рубежа; сохранив каждый кусочек земли (даже руины), показать все объекты, по возможности воссоздать объекты и каждому месту и кусочку территории придать смысл.
Мы — как птица феникс, постоянно возрождаемся
«Горело-возрождалось, затопили – возрождалось, разрушено-забыто – возрождено. Мы — как птица феникс, постоянно возрождаемся. Сирин — как связь двух любых миров, противостояний левый/правый, старое/новое».
Без реки и воды — нет соли
«Река — как бесконечность истории, жизни. Взять с собой кусочек волны, реки, жизни, без реки и воды – нет соли».

Отзывы посетителей
Вывод из отзывов
Проблемы с текущим позиционированием — «ни Строгановых, ни соли».
Люди, которые посещают это место в рамках туров из дальних городов чаще пишут о том, что их ожидания не оправдались. Место красивое, но от музейной экспозиции ожидали другого, а именно — больше быта самих Строгановых, связи с историей, экспонаты, связанные с соледобычей и солеварением.
Планы развития территории
Черновые концепции
кратко
Представляем вашему вниманию две черновых концепции логотипа города. Черновик концепции включает в себя:
1. Версия предлагаемого логотипа.
2. Краткое описание идеи логотипа.
3. Примерные идеи по развитию и реализации этой версии логотипа.

! Эти идеи служат только временным примером для общей оценки визуального восприятия логотипа. При выборе нужного варианта все носители и элементы логотипа будут доработаны с учётом требований к каждому носителю информации.
Вариант 1
«Без реки и воды – нет соли». Река в концепции этого логотипа выступает как символ бесконечности, истории, жизни, как основа построения Усолья и символ пути от зарождения до смерти. Дорога (путь), как и жизнь, устойчиво ассоциируется с движением и со временем. Река — это водный путь, который выносит на поверхность богатства земли и связывает между собой прошлое и настоящее.

В основе формы логотипа лежат очертания реки, образующие букву «У». Как выяснилось, рельеф реки в Усолье естественным природным образом образует эту основу — так возникла прямая живая ассоциация. Начертание буквы-реки органично скомпоновано с названием музейного комплекса и легко вписывается в оформление любых графических элементов.
концепция
Вариант 2
Многообразие образов территории Усолья складывается в угадываемые очератния арок, исторических построек, островков, мешков соли, моста, арт-объектов. Из очертаний логотипа складывается легко читаемое название, радующее простотой узнавания. Начертание получается многофункциональным и запоминающимся, выглядит современно, не «отдаёт архаикой», но в то же время учитывает особенности территории, обыгрывает её многогранный образ.
Концепция
За основу взята природная, промысловая и архитектурная особенность острова — полуовалы, камушки, круги на воде, кусочки соли и кирпичной кладки, обтёсанные природной водой. Никаких правильных линий, острых углов и строгой геометрии — всё вместе собирается в дружелюбный и энергичный образ.